
Балеты «Жар-птица» и «Шехеразада»
воскресенье
С нетерпением ждём встречи с вами на вечере одноактных балетов «Жар-птица» и «Шехеразада».
Расписание и билеты
- октября
Балет «Жар-птица».
Игорь Стравинский (1882–1971).
Либретто и хореография Михаила Фокина (1910).
Первый балет Стравинского, принесший ему мировую славу. Поставленный Михаилом Фокиным на сюжет русских сказок, он стал символом синтеза авангардной музыки и традиционной хореографии.
В основе сюжета — история о том, как Иван-Царевич ловит волшебную Жар-птицу, но, тронутый её мольбами, отпускает, получив взамен заветное перо. Когда герой попадает в Кощеево царство, это перо становится его спасением: с его помощью он побеждает злого колдуна, разрушает чары и освобождает прекрасных царевен.
Премьера 1910 года в Париже вызвала восторг критиков, отметивших «огненную» энергию музыки Стравинского и новаторство Фокина.
Балет «Шехеразада».
Николай Римский-Корсаков (1844-1908).
Либретто Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок.
Хореография Михаила Фокина (1910).
Реконструкция Андриса Лиепы (1994).
Одна из жемчужин «Русских сезонов», созданная триадой гениев: композитором Николаем Римским-Корсаковым, хореографом Михаилом Фокиным и художником Львом Бакстом. В основу легла симфоническая сюита Римского-Корсакова (1888), вдохновлённая «Сказками 1001 ночи», но Дягилев и Фокин радикально переосмыслили её, сосредоточившись на драме гарема и страсти, а не на морских приключениях Синдбада.
В 1910 году парижская премьера балета «Шехеразада» стала значительным событием в культурной жизни Европы. Успех постановки «Русских сезонов» оказался настолько впечатляющим, что вскоре после премьеры в моду вошли восточные мотивы: парижанки стали носить шаровары и тюрбаны, напоминавшие костюмы, созданные художником Львом Бакстом, а в оформлении интерьеров и аксессуаров стали популярны орнаменты в характерной сине-оранжевой гамме.
Сергей Дягилев, задумывая этот спектакль, сделал ставку на экзотическую восточную эстетику. Особенное впечатление на публику производили Ида Рубинштейн с её царственной грацией и Вацлав Нижинский, чья выразительная пластика надолго осталась в памяти зрителей.
Хотя некоторые сцены балета, включая изображение гаремной жизни, казались современникам смелыми и даже вызывающими, главной ценностью «Шехеразады» стало гармоничное сочетание музыки, хореографии и визуального оформления. Этот спектакль не только покорил парижскую публику в 1910 году, но и сохранил свою художественную ценность для последующих поколений.
Театр-постановщик: Самарский театр оперы и балета.
Режиссёр: Андрис Лиепа.
Музыкальный руководитель и главный дирижёр: Евгений Хохлов.
Продолжительность: 1 час 45 минут
Организатор мероприятия: ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета.», ИНН: 6315801421
Популярные события
Похожие мероприятия


